Методическая копилка



                        МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА Турнир Математического искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: данная игра по массовости относится к коллективным  играм. В ней принимают участие ученики 7-11 классов. По назначению она воспитывающая, развивающая и занимательная. По реакции подвижная и по темпу скоростная. В классификации математических игр данную игру можно отнести к виду игр по станциям. Игры такого вида имеют необычный сюжет и часто являются театрализованными, то есть в её начале разыгрывается какая-нибудь ситуация с помощью которой перед участниками ставится цель игры. Отдельные станции, по которым будут ходить участники, тоже могут быть театрализованные. Эта необычность очень привлекает и заинтересовывает не только участников игры, но и учеников принимающих участие в проведении игры. У школьников возникает интерес к математике, они по новому воспринимают этот, казалось бы, «скучный» и «сухой» предмет. С таким типом игр я работаю впервые, и в ходе игры попыталась сочетать известные в моей практике элементы других видов игр: математические мини игры, викторины, математические конкурсы, лабиринты, математические бои.
ЦЕЛИ: - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
-         организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях
-         содействовать развитию у детей умений общаться
-         создавать условия для развития у школьников умения работать во времени
-         помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
-         повысить познавательный интерес к изучению математики
ЗАДАЧИ: -подобрать задания для ведения игры на оптимальном уровне развития  
                   Учащихся
                 -осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность
                   учащихся
                 -создать благополучную эмоциональную атмосферу в ходе игры
 ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Школьная радиорубка
                                    2.Наглядные пособия для проведения этапов турнира
                                    3.Предметы, изображающие препятствия для игроков
                                   
УЧАСТНИКИ: пять разновозрастных групп, по 10 человек в каждой
                          10 старост, по 2 человека на каждую группу
                          10 смотрителей, по 2 человека на каждую группу
                          ответственные за радиорубку 2 человека
                          итого 72 ученика
                           Ведущий
                          И группа мудрейших, состоящая из учителей
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: провести организационный парад
                                                     следить за правильностью ведения игры
                                                     Провести финальный конкурс
                                                     Подвести итоги на финальном построении, вручить
                                                      награды
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЧАСТНИКОВ:
           Старосты групп (в основном члены математического кружка) отвечают за проведение всех этапов игры, кроме финального, и подготовку групп к параду (представление и название групп).
           Смотрители групп (члены коллегии дисциплины и порядка) ответственны за дисциплину при проведении игры.
           Группа мудрейших принимает парад и оценивает игру на финальном построении
          Ведущий исполняет роль отрицательного героя, из радиорубки объявляя об очередном препятствии к достижению цели.
                                            ХОД ИГРЫ
Учитель: Внимание, в школе математического мастерства начинается парад. Просьба мудрейших занять место в центре зала(три хлопка).
В зал, под выбранную ими музыку, с движениями, входят поочерёдно каждая группа. Приветствуют мудрейших и представляют свою команду.
Учитель описывает игровую ситуацию: В соседнем с нашим замке поселился злейший враг Гарри Поттера лорд Волан де Морд, он так силен и опасен, что местные жители боятся даже произносить вслух его имя. И вот «тот, кого нельзя называть» хочет посягнуть и на нашу школу математического мастерства тоже, он хочет, чтобы ученики нашей школы изучали только тёмные искусства. Ходят слухи, что тёмный лорд очень боится точных наук, а это значит, что мы можем дать достойный отпор врагу, применив свои знания на практике. И помните, что победа любит дружных, смелых и находчивых воинов. Итак «тот, кого нельзя называть» разбросал по нашему замку ловушки, наша задача обезвредить их, и найти заклинание, которое навсегда избавит учеников нашей школы от влияния тёмных сил.
 Сей час мы рассредоточимся по всему замку, каждый будет вести битву на своей территории, постепенно продвигаясь к фойе, где состоится финальная битва. В целях безопасности к каждой из групп приставлены смотрители, их задача следить за вашей безопасностью и дисциплиной в группах. Просьба к участникам быть предельно осторожными, в борьбе с тёмными силами и соблюдать предельную тишину, чтобы «тёмный лорд» ничего не заподозрил. А совет мудрейших мы попросим разделиться и пройти за группами, чтобы на финальном построении оценить их работу.
Проследуйте, пожалуйста, за старостами ваших групп.
(дети идут в определённые заранее для них места: )
Через 3 мин из радиорубки
Ведущий: (позывные) Вижу, что вы все-таки разгадали мой план. Ну что ж вы бросили мне вызов, попробуйте пройти первое препятствие. Если кто-то из игроков ошибается, он выбывает из игры, а если ошибается команда, то решайте сами кто из вас покинет поле битвы и знайте, что лорд Волан де Морд просто так не сдаётся! (смех)

Старосты групп дают задания участникам игры для прохождения первого препятствия.

Через 5 мин
Ведущий: (позывные) что сложно? То-то же, а теперь ответьте на вопросы следующего препятствия. А вас уже меньше. (Смех)

Старосты групп дают задания ученикам для прохождения, следующего этапа

Через 5 мин
Ведущий: (позывные) Вы умны, а я сильнее, ведь я владыка «тёмных сил», приступайте к следующему заданию. (Смех)

Старосты групп дают задания ученикам для прохождения, следующего этапа

Через 5 мин
Ведущий:(позывные) Недооценил я противника, нужно усложнить задания. Что-то не смешно мне.

Старосты групп дают задания ученикам для прохождения, следующего этапа

Через 5 мин
Ведущий: (позывные) Последний аргумент выставляю. С врагом бороться всегда можно, а вот попробуйте побороться друг с другом.

Финальная битва
Математический лабиринт
Каждой команде выдаются карточки с лабиринтами. Побеждает та команда, которая первой, верно, решит задание. Победитель входит в кабинет директора и выносит от туда награду.

Финальное построение
Учитель: Уважаемые участники математического турнира вы все вместе успешно расправились со всеми препятствиями и кроме победы над тёмными силами получили в пользование золотые слова, пусть они будут вашим девизом в повседневной жизни.
А теперь давайте дадим слово совету мудрейших, (своё мнение высказывают учителя).

 Учитель: я надеюсь, что игра понравилась вам, ведь человек играет с младенчества, через игру мы воспринимаем мир, учимся тому, как нужно вести себя в разных ситуациях. И по большому счёту жизнь это тоже большая игра правила, которой придумываем мы сами и каждый с уверенностью может сказать: « моя жизнь-это моя игра».
Старосты групп исполняют песню «Моя игра»


  

Технологическая карта урока математики по теме «Биссектриса угла».
Дата проведения: 14 февраля 2016 года.
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна.
Количество часов по теме: 2 часа.
Место урока в данной теме: 1-ый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: в результате изучения темы у учащихся будет сформировано умение определить биссектрису угла.
Задачи урока:
1)        Продолжить работу по формированию теоретического мышления, по развитию и умению находить общее и отличное.
2)        Содействовать  развитию умений рассуждать и применять изучённый материал при решении задач.
3)        Способствовать деятельности учащихся самостоятельному выводу определений и свойств фигур.

Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
На доске
Деятельность ученика
Время
1.                  Организационный момент
Психологическая подготовка к общению
Обеспечить благоприятный настрой
число
Настраиваться на работу
Одна минута
2.                  Проверка домашних заданий
Проверка уровня усвоения учащихся учебного материала
Проходит по рядам, проверяет наличие домашних работ у всех
Заранее записанные № задания, вызвавших затруднения при решении
Учащиеся справившийся с домашней работой, объясняют решение «трудных» задач
Десять минут
3.                  Актуализация опорных знаний
Создание ситуации «успеха путём проверки знаний по определённым видам углов»»
Читает сказку с «пропавшими словами».
Жили были фигуры, образованные двумя, выходящими из одной точки лучами.?.красивые они были, самую большую звали.?.поменьше.?.ещё меньше.?.и самую маленькую.?.А измеряли их не см, не мм и даже не г или кг, а.?. специальным прибором.?. И живут фигуры и по сей день. И идёт молва в народе, что не всё о фигурах знают пятиклашки.
Список пропавших слов (развёрнутый, тупой, угол, острый, прямой, транспортир, градус)
Записывает в правильном порядке «пропавшие слова»
Пять минут
4.                  Этап мотивации
Обеспечение деятельности по определению темы урока
Предлагают рассмотреть чертёж на доске

Комментируют рисунок, измеряют углы, делают выводы
Пять минут
5.                  Изучение нового материала
Создание условий для самостоятельного вывода определения биссектрисы угла
Организует работу по верному составлению определения биссектрисы угла (луч, выходящий из вершины угла, делящий его пополам)

Выводят и записывают в тетрадях определение биссектрисы угла
Пять минут
6.                  Первичное применение знаний
Установить верный способ построения биссектрисы угла
Предлагает выполнить задания из учебника № 532, 533
Выполнение решения заданий.
Решают и записывают решение в тетрадь
Десять минут
7.                  Подведение итогов рефлексия
Дать оценку работы класса
Подводит итоги. Предлагает учащимся закончит фразы: «сегодня на уроке я научился…», «я узнал новое…», «я могу…»
Ставит задачи на следующий урок

Отвечает на вопросы учителя, решает предложенные задания
Три минуты
8.                  Подача домашнего задания
Обеспечить понимание содержания домашнего задания.
Объявляет номера, отвечает на вопросы (№ 594, контрольные задания на стр. 150) параграф стр. 146-147
Задания на дом
Записывают задания домашней работы, задают вопросы
Три минуты


СТАТЬЯ НА "СОКРАТОВСКИХ ЧТЕНИЯХ"
Развитие познавательного интереса школьников на основе применения организационно-деятельнстных игр на уроках математики.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих  государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся. В связи с этим в основу Федерального государственного образовательного  стандарта положен системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Таким образом, для реализации основных образовательных программ необходимы качественные изменения в преподавании всех предметов общеобразовательной школы, т. е. изменения в формах, методах и средствах обучения.
Однако, использование современных форм и методов, новых средств обучения не всегда позволяет решить проблему мотивации учения, что проявляется в равнодушном отношении детей к учёбе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одной из возможностей развития познавательного интереса учащихся к математике является активное использование на уроке математических игр,  которые отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к математике, способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно способности человека, ребенка в особенности. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, что активизирует мыслительную деятельность играющих.    
Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную [2,c.15]. Все виды тесно взаимосвязаны.
Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения [4,c.22]. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [3,18.].
Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации» [1, с.23].
В.П. Беспалько отмечает, что игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения [2,c.48]. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью [1,c.36]. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В игре своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.
Учитель, используя в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Среди методистов наибольший интерес для нас представляетопыт педагога – новатора из г. Москвы Никитина Б.П., а для работы в старших классах советы и разработки учителей Щедровицкого Г.П. , Ильина В.Л. и др.. При организации процесса обучения математике, одним из важных компонентов считается учебно-методическое сопровождение (необходим комплект, состоящий из учебника, рабочей тетради и дидактического материала).  Образование, как известно, процесс обоюдный и без активных желания и усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным ни был учитель. Использование дидактических игр при обучении математике делает урок не только интересным, эмоциональным и запоминающимся, но позволяет учащимся «сделать открытие», проектирует ситуацию успеха каждого в отдельности, создает благоприятные условия для развития внимания, памяти, познавательного интереса. Для того, чтобы добиться положительного результата, в своей работе, в ходе исследования нами была выстроена система работы по применению игр на уроках математики.
Основной составляющей системы работы являются уроки с элементами игры. При работе с 5-6 классами элементы игры вводим на каждом уроке, не забывая при этом использовать и другие технологии: коллективное и разно уровневое обучение, исследовательские методы обучения, «дебаты» и др.  
   Разработкой и проведением математических игр обычно занимаются ученики третьей и четвёртой ступеней, они разрабатывают игры для средних классов или интеллектуальные общешкольные игры. Этот этап работы можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путём внешних действий. Происходит сосуществовании игровой, учебной и трудовой деятельности.
  Мы считаем необходимым элементом в обучении математике, знание её истории, а изучение математических терминов, понятий, законов нужно начинать с исторических фактов, приведших к необходимости изучения данной проблемы. Только так восстанавливается взаимосвязь между математическими открытиями и реальной жизнью. Именно из этих соображений мы, по возможности, даём историческую справку перед каждым новым термином, или дети сами делают сообщение по ходу игры. На лицо повышение познавательного интереса учеников, а отсюда и рост мотивации учения.
   Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. А для того, чтобы мысль, шедшая через весь урок не повисла в воздухе, в конце каждого урока, обязательно в тетрадях записываем «ключевую фразу урока», и следующий урок начинаем с неё.
   Сейчас много говорят о проектах и исследовательской деятельности в школе, чтобы идти в ногу со временем, мы с детьми тоже занимаемся такими формами работы, которые помогают развивать исследовательские навыки и при этом тоже повышают познавательный интерес. Занимаясь этой, новой для нас работой, мы с детьми как бы становимся на одну ступеньку и не обучаемся, а сотрудничаем. Хочется обратить внимание на психологическую трудность для учителя: работая над исследовательской задачей, надо разговаривать с учеником как с младшим коллегой. Это совсем другая психологическая позиция, чем обычно на уроке. Нужно уметь чётко различать эти две ситуации.    
  Применение игр на уроках математики способствует формированию и развитию личности ребёнка. Успех обеспечивается правильной организацией работы с учётом возможностей учеников. Важную роль играет, повышение интереса школьников к изучению предмета, что осуществляется с помощью применения современных технологий обучения, в том числе игровых технологий.


Литература
1.           Ремчукова И.Б. Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках. // М. Волгоград, Учитель, 2006 г.
2.           Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г.Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.
3.           Эльконин Д.Б. Психология игры //, М: Педагогика, 1978.
4.           Самойлик Г.  Развивающие игры// Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2010. - №24.
5.           Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 кл. // Математика в школе. – 2003. – № 2. – 24с.


                                         Открытый урок в 9 классе.

Тема: Решение разноуровневых экзаменационных заданий.
Дома:  Сборник заданий для подготовки к ГИА, вариант №7

Цель и задачи:
-          формирование основ экономических знаний и понимания определяющей роли математических знаний в современном экономическом мире;
-          развитие коммуникативных навыков в процессе деловых игр;
-          выявление пробелов в знаниях у учеников 9 класса;
-          развивать у учеников способность быстро реагировать на смену заданий и чувство временных рамок;

                                                   Пояснительная записка:
  Данный урок является пятым в изучении элективного курса по алгебре: «Экономика в математических задачах и играх». Целью этого курса является не только изучение элементарных экономических знаний, но и выявление, и устранение пробелов в знаниях учащихся. А так как в своей работе я часто применяю игровые технологии или элементы игры, то данный урок  спланировала в виде деловой игры «Биржа». Игра проводится в два этапа.

1 этап. 
  Во время подготовительного этапа учащиеся вместе с учителем, во время предыдущего урока готовят необходимые карточки, банкноты, таблицы, определяют размер ссуды, стоимости задач, услуг работников «Биржи», размеры штрафов и количество прибыли, приравненное к оценкам. Выбор, с помощью голосования, шерифа и налогового инспектора.

В классе: 2 этап (игровой)   
 Деловая игра «Биржа».
Оборудование и материалы:
-          условные банкноты (рубины)
-          «прейскурант услуг» (прил.1)
-          права и обязанности участников игры (прил.2)
-          раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями
-          кредитные карты

  1. Повторение(3 мин.): учитель повторяет с учениками основные экономические понятия:
Провести соответствия на доске.
             Акция -  ценная бумага, свидетельствующая о внесении определённой доли в  капитал
Номинал – стоимость ценной бумаги, указанная на её лицевой стороне
Фондовая биржа – организация, на которой по определённым правилам проводится торговля ценных бумаг.
Банк – организация, которая выступает посредником при проведении различных платежей и при предоставлении кредитов.
Прибыль – разница между доходом и расходами на какую-то деятельность, причём доходы превышают расходы.

  1. Игровая ситуация (1 мин):
Перемотаем время вперёд и представим, что все вы окончили университеты и пришли устраиваться на работу брокерами. У всех вас одинаковые шансы, поэтому на работу приняли всех. В качестве стартового капитала брокерская биржа выделила каждому молодому специалисту беспроцентный кредит в размере 100 рубин (условная единица на бирже). По окончании рабочего дня каждый новобранец должен погасить задолженность перед биржей и принести прибыль своим работодателям. Каждый из вас уже взрослый человек и справедливо оценивает свои знания и возможности в данной области. Прошу учесть ту особенность, что чем дешевле задание, тем оно легче.

  1. Организационный момент (1 мин)
-          можно покупать лёгкие задачи, но при этом получать маленькую прибыль;
-          можно решать сложные, но для этого нужны знания;
-          можно объединить свои усилия с друзьями, но прибыль делить на всех
-          участник, решивший 10 заданий меньше чем за 20 мин, помогает налоговому инспектору

  1. Правила игры(1 мин):
-          для первоначального капитала у участников есть кредитная карточка
-          покупая задачи разной сложности, по разной цене, участник игры должен заплатить долг по кредитной карточке и получить прибыль.
-          За один урок каждый участник может решить не более 10 задач.
-          По максимальной прибыли определяется цена одного балла
-          По размеру прибыли, в конце урока, ученику присуждается оценка

  1. Игра (25 мин)
У вас на столах лежат два приложения. Давайте ознакомимся с их содержанием (5 мин).
За ходом игры следят:
Шериф – Арефьев Андрей
Налоговый инспектор – Шубина Мария
Менеджер – Сердюкова Елена Юрьевна
Инвесторы – Решая задачи, зарабатывает максимум средств
  1. Подведение итогов (10 мин) таблица на доске
                  Ф.И.
Стоимость заданий
штрафы
прибыль
оценка
1
Артамонова Ирина




2
Арефьев Андрей




3
Биндюров Степан




4
Ветошкина Валентина




5
Овсянникова Кристина




6
Сенотрусов Богдан




7
Сосновский Анатолий




8
Трофимова Алёна




9
Ткачёва Дарья




10
Чупышева Светлана





Прил. 1

                                 Права и обязанности участников игры

Игровая роль
обязанности
права
Шериф
Обеспечивает порядок в классе
-штрафовать любого участника за нарушение дисциплины
- отстранить от игры на 5 мин
Менеджер
Проверяет решение задач
Консультирует в сложных ситуациях
-продать подсказку по её стоимости
-снять кол-во рубин за неверное решение
-добавить кол-во рубин за оригинальное либо подробное решение
Налоговый инспектор
Фиксирует все финансовые операции игрока
Следит за возвращением кредитов
Подсчитывает прибыль игроков
Объявляет инвестора
Наложить штраф за «незаконные» финансовые операции (списывание и т.д.)
инвестор
Решая задачи, зарабатывает максимум средств
Получать плату с игроков за подсказку

Прил.2
                                    Прейскурант услуг

№ уровня
стоимость
подсказки
штраф
премия
1
30


-10 рубин одна


- 10 рубин замечание
нет
2
40
нет
3
50
нет
4
60
40!!!
5
70
50!!!

Стоимость места
шерифа
30
Налогового инспектора
250
инвестора
30
Кассационная жалоба
10

Комментариев нет:

Отправить комментарий